Чрезмерная забота о безопасности погубила вице-регента Венгрии Иштвана Хорти
За околицей Колтуновки дорога на Алексеевку выходит на широкий лог, который зовут Калинов яр. Название красивое, но особой привлекательности в нём нет. Едва прикрытые травой пологие склоны, бело-жёлтые меловые отложения. Лишь зеленеющий в стороне лес да струящаяся рядом Тихая Сосна скрашивают неброский пейзаж. Во время Великой Отечественной войны здесь произошёл таинственный случай.
Внезапное падение
Ранним летним утром 1942 года, через несколько месяцев после оккупации нашей местности немецкими и венгерскими войсками, три неприятельских самолёта, поднявшись с Иловского аэродрома, взяли курс на Острогожск. Они уже пролетали над Калиновым яром, как вдруг машина в центре потеряла скорость, завалилась набок и, войдя в штопор, начала стремительно падать. Через несколько мгновений она ударилась о землю и взорвалась.
В Колтуновке видели столб дыма и пламени, поднявшийся над местом катастрофы.
Сразу же к месту падения самолёта на большой скорости помчались немецкие и венгерские автомашины, в небо поднялись десятки истребителей. Советской авиации в небе не обнаружили. Оккупанты были в большом смятении. Стало известно, что на самолёте летел и разбился какой-то важный военный чин венгерской армии. Когда санитары прибыли в Калинов яр, им уже только и оставалось, что вытащить из-под обломков самолёта обгорелый труп.
Брошенный обелиск
Останки погибшего с воинскими почестями были отправлены в Алексеевку, а оттуда - в Венгрию. Старожилы помнили церемонию проводов. Немецкие и венгерские колонны солдат сопровождали гроб на станцию, оркестр играл траурные мелодии.
Прах офицера и обломки самолёта увезли, а на месте авиационной катастрофы насыпали три холмика и в центре соорудили сосновый крест. Мемориал обложили меловыми кирпичами, огородили, дорожку посыпали песком и поставили караул.
Через некоторое время в венгерских журналах появились фотографии памятного места в Калиновом яру и описание авиакатастрофы. Мадьярские солдаты показывали эти издания колтуновцам и поясняли, что в яру погиб сын правителя (регента) Венгрии Миклоша Хорти - Иштван, избранный его наместником незадолго перед смертью.
В сообщении для печати говорилось: «Старший лейтенант авиации Иштван Хорти в ходе героического выполнения своего задания с небольшой высоты, требуемой заданием, упал и погиб героем».
Незадолго до изгнания оккупантов из Алексеевского района сюда из Венгрии привезли мраморный обелиск, который предполагалось установить на месте авиакатастрофы. На нём были высечены слова, которые, как полагало мадьярское командование, соответствовали достоинствам вице-регента и его подвигам. Но поспешное отступление в январе 1943 года под ударами Красной Армии помешало этой затее. Памятник оставили в Алексеевке, он долго валялся на одной из улиц. Позже его разбили, и куски мрамора употребили на различного рода строительные надобности.
Совместный поиск
В последнее время в Венгрии идёт переоценка личности правителя Хорти, историки более пристально и беспристрастно анализируют его режим. В связи с этим начато выявление подробностей гибели Иштвана Хорти.
В исторической литературе, посвящённой разгрому 2-й венгерской армии в Придонье, по-разному освещается трагический факт. Наиболее распространённая версия настаивает на происках немцев, решивших убрать влиятельную личность, которая якобы склонялась к союзничеству с Англией и США. Советская печать подхватила это утверждение. Газета «Правда» в сентябре 1942 года писала: «В Венгрии гитлеровцы вступили на путь политических убийств…».
Недавно в Алексеевском районе побывала группа венгерских и российских поисковиков, которой удалось наиболее точно определить место авиакатастрофы. Основную подготовительную работу провёл руководитель воронежской экспедиционной группы Виталий Латарцев. К поиску подключились участники белгородского военно-исторического клуба «Огненная дуга» во главе с Алексеем Шевченко и воронежского отряда «Дон» под руководством Михаила Сегодина. Из Венгрии прибыли семь сотрудников музея авиации при вертолётной базе в городе Сольнок. Инициатором их поездки стал московский поисковый отряд «Тризна», который прежде нашёл всестороннюю поддержку коллег при разыскании останков советских самолётов и лётчиков, погибших в Великую Отечественную войну на венгерской земле. Этот отряд представлял Борис Давыдов, исполнявший и роль переводчика.
Смертельная броня
Международная группа с разрешения муниципальной власти направилась в Калинов яр. Ориентиром для определения места авиакатастрофы послужили данные аэрофотосъёмки и современной космической съёмки. Подсказывали и старожилы. Поэтому через несколько минут раскопки под самым лесом на покрытом высоким разнотравьем возвышении принесли первые результаты. Были найдены мелкие фрагменты самолёта, в том числе и характерные заклёпки. Позже обнаружили разорванные гильзы личного оружия и куски пружины от обоймы пистолета. Находки внимательно осмотрели все поисковики, а идентифицировали их руководитель венгерской группы Карой Маго, историк авиации Дьердь Пунка и Лайош Легради. У них не было сомнения, что детали самолёта принадлежали MAVAG Heja, управляемому Иштваном Хорти, к нему же относились фрагменты личного оружия.
На месте раскопок капитан венгерской армии, военный священник Рональд Калингер отслужил молебен по своему обычаю.
Затем группа переместилась на место бывшего Иловского аэродрома, на котором во время оккупации базировалась венгерская авиационная часть и откуда в свой последний полёт отправился Иштван Хорти. Там поисковики извлекли множество всяких деталей, в том числе относящихся к вооружению венгерской армии. Часть их пополнит фонды музея-заповедника «Прохоровское поле», часть передана в Алексеевский краеведческий музей, а некоторые детали венгерские поисковики надеются после официального оформления увезти на родину.
Что же послужило причиной катастрофы самолёта Иштвана Хорти? В ходе дотошного изучения архивных военных документов Карой Маго установил, что дело не в политической подоплёке. Просто для безопасности высокопоставленного авиатора в носовой части MAVAG Heja была смонтирована дополнительная броня весом до 180 килограммов. Это нарушило баланс самолёта, и на развороте при низкой высоте лётчик потерял управление.
Как сказали венгерские поисковики, правительство их страны намерено восстановить памятный знак на месте гибели Иштвана Хорти, разумеется, с согласия российских властей. По их предположению, сюда из Лондона может приехать жена погибшего. Ей 94 года, но она готова к дальней поездке.
Алексеевский район
- Комментировать
- 4169 просмотров
Комментарии
4 года 36 недель назад
4 года 36 недель назад
4 года 36 недель назад
4 года 36 недель назад
4 года 36 недель назад
4 года 36 недель назад
4 года 36 недель назад
4 года 36 недель назад
4 года 36 недель назад
4 года 37 недель назад