Чем живёт бывшая промышленная слобода Новая Таволжанка
Мы приехали в Новую Таволжанку жарким летним утром понедельника. На въезде в село, чуть замедлив ход, обогнули внушительные краснокирпичные ангары бывшего сахарного завода Боткиных. Ещё в конце XIX - начале XX века здесь бурлила жизнь: у входа был небольшой бассейн с золотыми рыбками, парники с ананасами, а сам завод был первым промышленным предприятием в России, где провели электричество и установили телефон. Всё это благодаря предпринимателю Петру Боткину, а позднее его сыновьям, которые выкупили и реконструировали Новотаволжанский сахарный завод в 1882 году.
Сейчас это место - памятник архитектуры XX века и часть богатой истории села. Его хорошо узнаваемые краснокирпичные фасады и высокую трубу, похожую на маяк, можно разглядеть практически с любой улицы.
От прошлого к настоящему
Таволжанцы сохранили память о тех временах, когда их село гремело сначала на всю Россию, благодаря сахарному заводу и его достижениям, а потом и на весь Союз, благодаря спецхозу «Заря». И даже застраивалась и заселялась Новая Таволжанка двумя большими районами: в одном жили заводские, в другом - работники спецхоза. У каждого был свой детский сад, свои парки, свои традиции.
Сегодня это пространство едино. Въезжаем в село - слева от дороги - внушительное здание Дворца культуры, справа - новый храм Покрова Пресвятой Богородицы, открытый в 2019 году. Раньше богослужения проводили неподалеку - в здании бывшего двухклассного министерского училища, построенного всё теми же Боткиными. Его можно увидеть и сегодня, рядом с двухэтажным зданием заводской Рабочей казармы.
В центре села два года назад открыли свой физкультурно-оздоровительный комплекс «Таволга», а не так давно за ФОКом обустроили сквер с детской площадкой. Не спеша прогуливаемся там, наблюдая, как двое молодых парней стригут и поливают газон:
– Жара была, – говорит нам один из них, – трава горит, спасаем.
Мимо проезжает на велосипеде местная жительница:
– От жары на речку хорошо, на Северский Донец, – бросает она на ходу и останавливается. – У нас вообще тут местность идеальная, всё есть: и история своя, и сосны до неба, и холмы, и река, а грибы какие по осени…
Знакомимся ближе. Алла работает воспитателем в детском саду «Белочка». Щедро делится с нами историями о любимой Таволжанке.
– Вы на Первомайскую гору поднимитесь, – советует она, указывая на поросший лесом высокий холм над рекой. – Там такой вид красивый. У нас там раньше было принято Первомай отмечать всем селом. Отсюда и название. А бабушка мне рассказывала, что во время войны там партизаны прятались. Хорошая обзорная точка была.
Алла посматривает на часы и снова садится на велосипед, напоследок приглашая нас обязательно приехать на фестиваль «Боткинская осень», который в селе проводят раз в два года.
Возле смородины
От сквера сворачиваем во дворы многоквартирных домов. В Новой Таволжанке таких домов всего семь. Недавно здесь всё благоустроили, обновили детские площадки, уложили плитку. Переходим дорогу, оставляя позади шум машин, и оказываемся практически в сосновой рощице. У подъезда возится в палисаднике пожилая женщина. Тут у каждого подъезда - образцово-показательная клумба с цветами, а ещё грядки со спеющими помидорами и даже виноград.
– Здравствуйте! Какие у вас цветы красивые!
– Ой, спасибо, у меня в этом году смородина хорошая выросла. А вообще я в этом доме уже 50 лет живу, так у нас всегда за палисадниками принято было следить, выращивать разное.
Валентина Петровна всю жизнь прожила в Таволжанке, недавно отметила 80-летний юбилей. У неё трое детей и пятеро внуков. В их семье, почти как у Шекспира, шутит Валентина Петровна, было разделение: муж работал на сахзаводе, а жена - в спецхозе.
Рассматриваем её небольшой огородик, слушаем истории про семью и просим попозировать для фотографии.
– Ой, не надо, – восклицает Валентина Петровна, потом срывает с головы косынку и, пригладив волосы, вдруг передумывает. – Ладно, возле смородины меня снимите.
Райские яблоки и грязелечебница
Прогуливаемся по выложенной плиткой дорожке, уводящей в сосновую рощицу, и попадаем практически в хвойный лес посреди села. На ветке замечаем дятла и строгую табличку: «В бору не сори». Вдоль этой дорожки недавно высадили райские яблоньки, установили фонари. А ведёт она прямо к Новотаволжанской больнице и местной поликлинике. И жителям удобно к врачу пройти, и пациенты к магазину быстро могут попасть.
С этого года Новотаволжанская больница сможет принимать на лечение инвалидов-колясочников, а потому здесь готовят всю инфраструктуру: подъездные дорожки, пандусы. А в перспективе при этом лечебном учреждении появится своя грязелечебница с массажным отделением и бассейном. Грязи планируют завозить из Липецкой области.
Строитель из Сенегала
От больницы возвращаемся к местной школе. Здесь вовсю стараются рабочие, идёт капитальный ремонт, который надо закончить к 1 сентября. Будет обновлённая школа на тысячу мест и детский сад в пристройке на 40 мест. У бюста Героя Советского Союза Ивана Серикова, имя которого носит школа, возятся строители. Среди них замечаем одного непривычного - темнокожего в заляпанных раствором штанах и шапке. Подходим познакомиться.
– Меня зовут Инса, я из Сенегала. Уже три года учусь в Шуховском университете, изучаю финансы и кредит.
– А как на стройке оказались?
– Подработать решил, – смеётся. – Мне нравится тут. И дело полезное, тем более для детей.
Прощаемся с рабочими, выходим за ворота и сразу оказываемся у мемориала воинам, погибшим в Великую Отечественную. Его установили в 1985 году на средства колхоза «Заря». За невысокой оградкой - свежее захоронение, венки и цветы. Но таблички нет. Решаем выяснить у главы, благо сельская администрация тут в двух шагах.
Заводской сад
Вместо ответа новотаволжанский глава Сергей Парика зовёт нас посмотреть Липовую аллею Боткиных. Говорит, там поймёте.
– У нас аллею называют Заводской сад. Так привыкли уже, а Боткинский парк - новое название. Но это место сейчас действительно новое рождение переживает. Мы почти закончили там дорожки делать, закупили скамейки, фонари.
Старую аллею сажали ещё при Петре Боткине, и по оценке специалистов здесь сейчас растут 24 дерева, которым больше ста лет. Они включены в реестр старовозрастных деревьев-патриархов России.
– К Боткину часто приезжал поэт Афанасий Фет, – рассказывает Сергей Васильевич, – в архивах есть его воспоминания, как они сидели на летней веранде на берегу реки Северский Донец в яблоневом саду возле шести каскадных прудов. Сейчас, естественно, этих каскадов нет, но мы хотим их возродить.
Во время традиционных субботников в парке, на которые собирается всё село, отыскали два родника, которые раньше питали каскадные пруды, вливались в ручей и впадали в Северский Донец. В ближайших планах у Сергея Парики очистить родники и восстановить хотя бы два таких каскадных пруда.
Проходим мимо самого старого дерева в парке и останавливаемся. И тут Сергей Васильевич показывает место, где в прошлом году поисковики извлекли из земли останки шести советских воинов. Именно их могилу мы и видели на мемориале. Из шестерых бойцов удалось опознать только одного - младшего сержанта Геннадия Трофимовича Копытова. Кроме них на мемориале перезахоронены останки ещё 42 воинов, погибших в 1942 году в ходе Харьковской операции. Скоро на их братской могиле появится памятная плита.
Прогулявшись по парку, постояв на берегу Северского Донца, прикоснувшись к старым деревьям, напоследок поднимаемся на Первомайскую гору, чтобы окинуть взглядом всю Новую Таволжанку, увидеть излучину красивой реки, крыши домов, кудрявые макушки сосен и старую заводскую трубу, так похожую на маяк. Здесь как нигде чувствуется преемственность, и то, как традиции преображения села, заложенные предприимчивыми Боткиными, живут и по сей день, находя отклик в сердцах простых таволжанцев.
- Комментировать
- 8761 просмотр
Красивое место для отдыха
Красивое место для отдыха Таволжанка.