Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Когда забрезжил «Рассвет»

27 марта - Международный день театра

Весенний этап Первого Международного фестиваля современного театрального искусства завершён

Когда забрезжил «Рассвет»Когда забрезжил «Рассвет»Когда забрезжил «Рассвет»Когда забрезжил «Рассвет»Когда забрезжил «Рассвет»Когда забрезжил «Рассвет»Когда забрезжил «Рассвет»«Рассвет» - время и пространство, когда и где люди свободного духа и непрекращающегося творческого поиска встретились и представили то, что живёт в их головах и душах, то, что они благодаря театру смогли воплотить в реальности. 23 марта - день первый. Подмостки Центра молодёжных инициатив. Из звука и жеста, эмоционального и интеллектуального, идейно и ритмически усложняющихся на каждом следующем витке развития действия, происходящего на сцене, выкристаллизовывается театральная фактура - в течение нескольких минут это процесс воспроизводят актёры харьковской «Лаборатории театрра». Свой пластический этюд они готовили специально к открытию белгородского фестиваля и так точно назвали его «Началом». Зрителям представят всех ласточек «Рассвета». А после: первый спектакль фестиваля - премьера проекта-потрясения «3 + Одна. Алхимия любви» харьковского режиссёра Алексея Райта. 24 марта - день второй. С утра до позднего вечера на сценических площадках ЦМИ - многоликое творчество пяти театральных трупп Белгорода и Москвы.

Перед восходом театрального солнца

Год назад также в преддверии Международного дня театра режиссёры молодёжных независимых театров нашей области и Харькова встретились с представителями местной власти для обсуждения проблем любительских театральных коллективов. И вот идею фестиваля негосударственных театров, предложенную депутатом областной Думы - художественным руководителем Белгородской драмы Виталием Слободчуком, наконец, начали претворять в жизнь.

Фестиваль современного театрального искусства обрёл и название - «Рассвет». И статус - международный.

И миссию - дать возможность независимым театрам представить своё творчество на хорошей сценической площадке и большему числу зрителей. Профессионалы же театрального мира будут следить за процессом, осмыслять увиденное, но не вмешиваться в него - обойдутся без назиданий и ограничений. Публичное обсуждение, разговор после непременно состоится. Анализ даст возможность продумать встречи, мастер-классы с профессиональными режиссёрами, актёрами. За этим - развитие театрального движения на Белгородчине.

И рефрен. Рассуждение и пожелание Виталия Слободчука: «Невидимые миру движения души, искусства и профессионализма… Они существуют, пусть и не всегда заметны, но без них нет развития культуры и общества. Ради этого всё. А искусство, и в частности театральное, каким бы по форме ни было, должно основываться на духовно-нравственных началах. Нам бы этого хотелось…»

И человека, который, будучи идейным вдохновителем фестиваля, прилагал все силы к тому, чтобы он состоялся, - консультант пресс-центра областной Думы Елена Пенченко.

И первые ласточки. Люди, влюблённые в театр, те, кем движет жажда созидания, благодаря чему они, преодолевая подчас самые серьёзные преграды, всё равно включаются в театральный процесс. Белгородские негосударственные театры и их спектакли: «Спичка» (режиссёр Оксана Половинкина) представил весьма необычную для себя постановку «Медведь» по одноимённой пьесе А.П. Чехова; «Новая сцена-2» (режиссёр Оксана Погребняк) - моноспектакль «А.Д.» по пьесе «Три жизни Айседоры Дункан» Зиновия Сагалова; «Образ» (режиссёр Ирина Черняева) «Предложение» и «Ведьма» по одноимённым произведениям А.П. Чехова; «Две ОБЕзьяны» (режиссёр Татьяна Климачкова) - авторский эстрадный номер-клоунаду «Галилей».

И завершился фестиваль моноспектаклем «Наташина мечта» по одноимённой пьесе Ярославы Пулинович. Заслуженный деятель искусств России, режиссёр московского театра «НИКИНДОМ» Ника Косенкова обратилась к популярному сегодня у постановщиков тексту и решила его как трагикомедию. К слову, белгородские театралы могли видеть версию «Наташиной мечты» в постановке Оксаны Погребняк. Любопытно и то, что актриса, исполнившая роль Наташи, Наталья Непомнящая существовала в амплуа травести - ей достаточно органично и убедительно удалось воплотить роль девочки-подростка. Кроме того, она провела мастер-класс по актёрскому мастерству.

И логотип. Создан он белгородским дизайнером Аллой Григорьевой. Представьте себе: буквы «Рассвета», где «Р» - росток, перерождающийся в солнце, а «т» - обращённый к его лучам человек, изображены на травяно-зелёном цвете - символе весеннего возрождения, души, молодости, надежды и земной любви… И именно любовь станет тем идейно-смысловым лейтмотивом, который пройдёт через все представленные постановки, объединив их. И в этой целостности отразится индивидуальное восприятие многомерного чувства каждого режиссёра, каждого актёра...
И гимн. В его строках, подхваченных в зале, - обещание нового мира, который для нас откроет театр. Спектакли станут тем солнцем, что его осветит. И вот по прошествии двух фестивальных дней можно утверждать: дорога к насыщенному театральному процессу появилась, мы на неё ступили…

Путешествие к центру Райта

А забрезжил «Рассвет» с… юга. Молодой талантливый режиссёр из Харькова Алексей Райт стал одним из его вдохновителей. Впервые в нашем городе он представлял в 2009-м:

возможно, кто-то из вас стал свидетелем «Монолога ангела или Е.Ж.», показанного на фестивале «На свет щепкинской звезды» института искусств и культуры. И, конечно, вспомнит, какое потрясение он заставил пережить. А ведь тогда он только начинал как художественный руководитель и режиссёр Молодёжного драматического театра при Национальном университете «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого». И вот уже год возглавляет творческое объединение VER’O, в недрах которого и появился авторский проект «3 + Одна. Алхимия любви». Театральный эксперимент, именно он, что закономерно, открыл программу первого фестиваля современного театрального искусства.

Его структура оказалась невероятно сложной. Что Райт сочетал? Два самодостаточных и ярких явления культурного ландшафта Харькова - вокально-инструментальный квартет KAssiopeia и творческое объединение «Прекрасные цветы». От KAssiopeia прекрасная Екатерина Леонова - вокалистка с сильным много варьируемым голосом, певица интенсивной экспрессии. И музыканты: Артур Ленивенко (клавиши), Антон Белицкий (бас-гитара) и Сергей Далек (ударные). Их тексты, мелодии. От вторых (Денис Чмелёв, Агафон Ножницы, Игорь Ключник) - часть программы «Любить как собака» (новообразованной ими группы «Прощай оружие»). И основания спектакля «Крыса» - мимические миниатюры, сложившиеся в детективную комедию. И музыку. Бах, Брамс, Рахманинов, Паганини, Прокофьев, Шостакович, Сати, Григ - фрагменты классических произведений этих композиторов подобраны и интерпретированы для него харьковским струнным NocturnumQuartet при участии актёров. Фортепианную же версию постановки создали Виктор Рекало и Валентин Смолянинов, который в вечер белгородской премьеры её и исполнил.

Трудно представить, как режиссёру удалось всё это совместить? И что им движет? Один главный вопрос, который каждый из нас задаёт себе, - вопрос самоидентификации: кто я и в чём мой смысл? - заставляет Райта вновь и вновь, подобно средневековым алхимикам, зачарованным философским камнем, предпринимать поиск. В театре он изучает своё и наше сознание и, кажется, пытается пробраться к тому, что находится ещё глубже. Это его игра, его способ обретения личной свободы. Он предаётся ей, порывая со многими условностями. Как и каждый художник прошлого и настоящего, он ищет то, что могло бы осмыслить жизнь человека. И ответ обретает - любовь! Любовь мужчины и женщины. Любовь не как нечто конечное, обретённое раз и навсегда, а как процесс, сумма меняющихся состояний…

Есть Он (Денис Чмелёв) и есть Она (Екатерина Леонова). Начало их истории вынесено за рамки постановки. И в некотором смысле перед нами предстают не герои, а функции, необходимые для раскрытия замысла, не история конкретных людей, а история мужчины и женщины вообще - этих двух параллельно существующих миров, которые иногда соприкасаются. Он с ней, рядом Она или далеко, говорит стихами - эмоционально, порывисто. Его слова множит эхо, которое причудливо изменяет их, и они словно застывают во времени и пространстве. Она поёт Ему, временами срываясь на крик либо хрипя и прибегая к ассонансу, и переходя на только им ведомые языки. Их разговор - нескончаемая череда признаний. Его борьба за Неё никогда не закончится, как Её любовь не умрёт никогда.
Он - долговязый, худощавый, похожий на шукшинского чудика. Она - Его муза, прекрасная Найала (вспомнился и герой «Корабля, который пел» американской писательницы-фантаста Энн Маккефри, и звезда Маир и земля Ойле русского декадента Фёдора Сологуба, и наяды - древнегреческие нимфы, повелевающие стихиями дочери Зевса), королева из далёкой галактики. Она, Пандора от любви, подарит ему чёрный чемоданчик. Подарит всё то, к чему Он так долго стремился, наполнит всеми смыслами, которые Он уже отчаялся найти. Открыв его однажды, Он уже не сможет быть прежним.

Эта история всеобъемлющая. Внутри неё уже в других стилистике и жанре - комедийного детектива - разовьётся история того, как этот чемоданчик у героя попытаются украсть, а его убить. Перед зрителями развернут цепочку мимических представлений, которые актёры мастерски воплотят и полностью донесут мысль и чувство. И даже вспомнят, осознанно или нет, истоки вида - появятся в масках, точно первые римские актёры пантомимы.
Райт, ведомый художественной интуицией, совершает эксперимент. Ему удаётся. Творит театр ощущений, аллюзий, театр жеста и движения, подчиняя своей воле и текучую материю времени, и пластику. И ритм (в то числе и эмоциональный - от отчаяния, грусти, меланхолии, лирики к смеху и обратно). И звук (Её песни - инструментальное трио KAssiopeia, сопровождение пантомимы - тапёр и фортепианная музыка). И световую партитуру (в свете жёлтом - комедийный детектив, в свете сине-лиловом - история любви)… В стилистике драмы и комедии. Сплетая разные виды сценического искусства и театральных зрелищ, очень удачно решая отдельные сцены в традиции театра кукол, театра миниатюр, пантомимы. И приближается к мировой тенденции театрального процесса - постдраматическому театру, который требует от зрителя определённых усилий.

Здесь вы не утолите свои ожидания, а получите много больше… Вас заставят думать, напряжённо и усиленно, сомневаться, искать и находить. Обратят к воспоминаниям и собственному опыту мышления и чувствования. В рамках райтовского пространства зритель - сотворец, конструирующий свою реальность, правда, на фундаменте, предложенном режиссёром. Здесь вам будет дискомфортно, поскольку нужно следить за каждым нюансом, за каждым сюжетным ходом. И только в конце воедино соберутся все части целого, и авторский замысел откроется. Суть явится в метафоре и слове. «Танец в воздухе» эквилибристки Дарьи Евтуховой, звучащий голос Вадима Демчога (кусочек программы, посвящённой легендарному Александру Вертинскому в рамках культового проекта «Фрэнки-шоу» на московском радио «Серебряный дождь» (2004-2011) и слова, повторённые за Гессе, Буддой, Вертинским, покажут иллюзорность человеческих устремлений к Абсолюту, пустоте, форме… - ко всему тому, что нам кажется таким важным. Тщетно всё, кроме любви… «Мне так хочется счастья и ласки, Мне так хочется глупенькой сказки, Детской сказки про сон золотой…» Театр её дарит. «Рассвет» её дарит.

Подробнее о событиях «Рассвета», театрах-участниках, спектаклях, режиссёрах и актёрах можно узнать в интернет-группе фестиваля.

 

Екатерина ШАРОНОВА.
Фото Алины БОРИСЕНКО и Михаила МАЛЫХИНА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина