Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Вечные вопросы бытия

Белгородский государственный академический драматический театр
имени М.С. Щепкина открыл 78-й сезон. 21 и 22 сентября представили премьеру спектакля «Забыть Герострата!»

Григорий Горин. «Забыть Герострата!». Трагикомедия в двух частях. Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина. Режиссёр - заслуженный деятель искусств России Юрий Иоффе. Художник-постановщик - Анастасия Глебова.

Эфес, год 356-й до Рождества Христова. Шумит греческий город - догорают стены святилища. Храм Артемиды Эфесской сжёг базарный торговец Герострат. Сжёг, стремясь к славе и бессмертию, - чтобы имя его осталось в веках. Но тот, кому грозила скорая смерть как воздаяние за содеянное, начинает своё восхождение. До тех пор, пока Провидение не ставит всё на свои места…

«Забыть Герострата!» советский и российский драматург Григорий Горин создал в 1972-м. В том же году инсценировку пьесы представили в питерском Театре имени В.Ф. Комиссаржевской. Сегодня с белгородской труппой её поставил Юрий Иоффе - режиссёр Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Спектакль, вторя пьесе, получился сложным, неоднозначным. Есть в нём и притчевость, и ирония, и трагизм… И аллюзии на эпоху тоталитарных режимов. В самом деле, сравните: поджог храма Артемиды и поджог Рейхстага в 1933-м, после которого царство зверя и наступило, одного неудачника и второго, их «заповеди» - «Записки Герострата» и «Мою борьбу»… Чем безумие в глазах и экстаз одного фанатика, так мастерски сыгранные Игорем Ткачёвым, не похожи на другого? И точно так же одна масса походит на другую… Обезличенная, беспощадная, сметающая всё на своём пути, та, которая и приводит к власти тирана, - она одна на все времена. Масса в спектакле присутствует незримо: она - в звуке, она оживает анимированной проекцией, бурлит чёрным роем на красном фоне щита. Вторгается резко - и вот мы уже ощущаем неясную тревогу.

Из зрительного зала к нише по центру сцены, где стоит его письменный стол, направляется Человек театра (исп. Дмитрий Гарнов). В джинсах, в футболке - он наш современник. Несколько взволнованный, он и начнёт историю, будет следить за её развитием, и поставит в ней точку. За ним, на сцене, на огромных щитах - проекция вод Леты. Минута - и полыхает огонь. В его пламени - стены древнего храма и лик богини лесов. Всё исчезает. Перед нами - «каменный мешок» тюрьмы. Куб железной клетки. И в ней - Герострат. В грязной серой робе, разорванной на груди и алеющей от крови.

Герострат в исполнении Игоря Ткачёва - фанатик, ослеплённый идефикс, ею питаемый. И если в начале в нём ещё чувствуется некое напряжение, сомнение - ведь есть доля неуверенности, окажется ли он прав, - то по ходу развития спектакля его вера будет только крепнуть. Он упивается своей безнаказанностью. Разговаривает фамильярно, с издёвкой. Комикует, точно паяц. Скажем, в сцене с визитом в тюрьму жрицы Эриты. Демонстрируя раскаяние, он тут же заигрывает с её служанкой. Позже мы увидим её на его «ложе». Да, таким уверенным может быть лишь победитель. Он порывает со своими страхами (перед дерзкой мыслью, перед людьми, перед смертью). Порывает с законом человеческим и законом Божьим. Он покачнул самую основу. А потом в упоении рассказывает о том. Ликует и танцует греческий сиртаки.

«Не так уж плохо знаю людей»... Да, Герострат - отличный психолог. Он прекрасно знает, что «только приговорённые к казни перестают быть алчными». И порабощает сначала Тюремщика. От ненависти к одолжению, снисходительности и… раболепству - Игорь Нарожный создаёт образ Тюремщика, насыщая его разными нюансами смыслов и эмоций. Суровый, даже жестокосердный, как и подобает надсмотрщику, Тюремщик меняется при слове «драхма». Встаёт на путь, где ему суждено стать верноподданным преступника, именно через него Герострат получает связь с миром - возможность влиять на людей.

Затем он порабощает корыстолюбивого ростовщика Крисиппа, который распространит его «заповеди» - «Записки Герострата» разойдутся по всему Эфесу и выйдут за его пределы. Дмитрий Евграфов наделяет Крисиппа «одесским говором», но по временам об этом забывает, и в целом образ распадается. Интерпретация Андрея Терехова более удачна - он являет на первый взгляд добродушного, но, понятно, хитрого и ловкого пройдоху-торговца, который любую клятву преступит и даже дочь продаст выгодно.

Потом Клементину - жену правителя Эфеса. Её роль в разных составах играют заслуженная артистка России Оксана Бгавина и Эвелина Ткачёва. В обеих версиях она предстаёт тщеславной эгоисткой, любопытной, страстной, порывистой, ведомой своими страстями. Бгавина добавляет ей ноты иррациональных героинь древнегреческих трагедий - в её глазах пляшут черти, она порывиста, снедаема своими страстями. Ткачёва решает Клементину как женщину гордую, неприступную, как будто ещё при жизни застывшую скульптуру. И уверенную в том, что пройдут века, а этой скульптурой будут восхищаться потомки.

Потом Тиссаферна - правителя Эфеса, сатрапа персидского царя. Тиссаферн в исполнении заслуженного артиста России Виталия Бгавина непомерно тщеславен. Он роскошен в своём красном хитоне и гиматии, с золотом лаврового венка на голове... Его движения вальяжны. И в то время, пока архонт Клеон заботится о судьбе эфесского народа, Тиссаферн пребывает в пресыщении (волнуясь, постоянно ест виноград, тюремную баланду…) и самолюбовании. И только с помпой произносит заимствованные у мудрецов прошлого мысли, выдавая их за свои (произносит их по-королевски, на авансцене в свете софитов, словно во вспышках фотокамер). Он не способен к самостоятельному решению. Боится собственную жену, жрицу, своих правителей…

Первые продаются за деньги, вторые - за славу. Лестью Герострат заставляет слушать себя повелителя Эфеса и его жену. Нащупывает их слабые, уязвимые места и, найдя, нажимает на рычаг. Парализует и гордую жрицу Эриту, шантажируя её несостоятельностью богини. Жрица Эрита (заслуженная артистка России Ирина Драпкина) - наместница богини на земле. Являет вид другого фанатизма - религиозного. Её горе глубоко, но в нём она проклинает и весь род человеческий. Она невероятно горда и надменна. Временами Эрита переходит на древний язык, сразу образуя дистанцию между собой и остальными героями - и даже в этом проявляется её презрение к людям. Актриса произносит свою речь предельно чётко, её жестикуляция неестественна, ломана - Драпкина заставляет нас физически ощутить свою трагедию.

Герострат как злой дух, который питается грехом людским, пороком и страхом. И стремится к тотальной власти. Вслед за автором Иоффе и Ткачёв обнажают, подчёркивают эту его ипостась. Некое отождествление с Нечистым, что-то от Фауста и Мефистофеля, поддерживает и музыка - органично композитор Виолетта Негруцко использует музыку Игоря Корнелюка к сериалу «Мастер и Маргарита» (причём основной темой становится композиция «Воланд»).

И через двадцать дней те, кто требовал казни Герострата, становятся его апостолами: адептов поджигателя храма насчитываются уже тысячи, один из них поджигает городской театр. И вот они уже повторяют его заповеди. Его портрет пишут художники (Варнатий). Одним из них становится Тиссаферн. Его «Записки» жаждут заполучить другие правители… Его клетка превращается в дом свиданий с вином и яствами… И вопреки здравому смыслу и логике, его имя остаётся в веках, претерпевает культурные интерпретации, разлетается крылатыми фразами и доходит до нас.

Если присмотреться повнимательнее, то окажется, что протагонист, главный герой - Клеон. Все остальные - его антагонисты, люди двойной морали, и первый - Герострат. Роль архонта Клеона великолепно исполняет Андрей Зотов. Он стоек, непреклонен. Следует букве закона. Клеон - отец народа. Олицетворение его достоинства, силы, духа, порядка и справедливости. Живёт исключительно его интересами и для его защиты. Заметьте, не массы, а народа. Думаю, разницу не стоит пояснять. Он сознательно пройдёт путь от архонта - верховного судьи Эфеса - до простого тюремщика. От роскошных хитона и гиматии к суконному рубищу. А между тем это путь духовного взросления - от некой горделивой уверенности в незыблемости закона до ошеломления от событий, сомнения и обретения истины непреложной. В конце перед нами уже воин света.

Да, Герострата покарали. В спектакле Иоффе, в отличие от пьесы, Клеон убивает Герострата, обороняясь. Но суд здесь двойной - сама история руками Человека театра «расстреливает» поджигателя храма. И мир его чёрно-белыми осколками рушится, уходя в небытие. Но имя Герострата в этой истории осталось.

Тысячи лет от огня времени сворачивается рукопись человеческой истории, но пока не догорает… Тема истории и её оценки, тема справедливости и правосудия, любви человеческой… Тема тоталитарных режимов, авторитарной личности и массы. Тема свободы и рабства - рабства от денег, от сладострастия, от жажды власти… Темы спектакля - те конфликты, которые возникли ещё в начале времён, «вечные вопросы», сопровождающие человека до сих пор. И каждый из нас разрешает их самостоятельно, выбирая для себя, во что верить и что считать главным: непреложный закон или наглость человеческую. Только помните, что кто-то незримый, подобно Артемиде (на протяжении всего спектакля огромное лицо богини, изображённое на одном из щитов, будет проглядывать через небольшой зазор), наблюдает за нашими делами и в какой-то момент проявит свою демиургическую волю…

 

Екатерина ШАРОНОВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина