Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Живая картинка

Белгород может стать центром песочной анимации.
Идея есть, для её воплощения не хватает только специалистов

Специальный стол с подсвеченным стеклом, мелкий песок и руки. Фантазия, помноженная на мастерство, и на столе для рисования песком появляются рисунки. Трансформируясь из одного в другой, они поочерёдно сменяют друг друга. Режим реального времени. Проекция на большой экран. Видеоряд, сопровождаемый музыкой… Создание на экране мимолётных рисунков из песка зародилось в России несколько лет назад. Новый вид творчества - песочную анимацию - начинают развивать и в областном центре. У белгородца Сергея Назарова есть идея, как превратить Белгородскую область в российский центр песочной анимации. Уже во многих детских садах города установлены планшеты для рисования песком. Но этого мало. Для дальнейшей реализации проекта не хватает специалистов.

Лучшая игрушка для детей

В Белгородском детском саду № 48 подобный планшет появился год назад. Установленный в кабинете педагога-психолога, он оказался отличным помощником в коррекции эмоционального состояния детей. Занимаются здесь в основном с гиперактивными детками.

- Скажи, Захар, а какое сейчас время года? - поприветствовав мальчика, начинает занятие педагог-психолог Нелли Корякова.

- Осень! - громко отвечает мальчик.

- Чем богата осень?

- Грибами, овощами, цветами... - торопливо начинает перечислять мальчишка.

- А фрукты ты какие знаешь?

- Яблоки!

- А давай нарисуем с тобой яблони, - предлагает психолог и начинает водить пальцем по песку, приговаривая: «Вот я рисую ствол, ветки, листики...».

Захар, дождавшись появления песочного деревца, начинает прорисовывать на нём яблоки, проговаривая, кого он каким из них угостит: «Это маме, это папе, это братику, это сестричке, а это тёте Оле».

За считанные минуты он нарисовал маму, а чтобы мама радовалась, подарил ей яблоко и нарисовал рядом домик, «посадил» возле него цветы.

- Что-то я совсем не пойму, а какое настроение на нашей картинке? - интересуется Нелли Ивановна.

- Радостное! - восклицает Захар и вмиг аккуратно выводит пальчиком солнышко с улыбкой.

- Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья у детей, развития познавательных процессов, формирования положительного отношения к окружающим, - говорит Нелли Ивановна. - Ещё Константин Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей - куча песка». Ребёнок сам тянется к песку, надо только придать этой тяге развивающий образовательный окрас. Лучшее решение здесь - песочная анимация…

Нарисуй свой страх

По словам Нелли Коряковой, рисование песком способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребёнка. Рисуя двумя руками, ребёнок укрепляет связи между полушариями мозга. В дальнейшем ему будет легче учиться в школе.

- У детей с задержкой развития рисование песком стимулирует развитие речи, происходит изменение образного и образно-логического мышления, а текстура песка даёт возможность развития у детей координации движения рук, пальчиков во время рисования, - поясняет психолог.
Чтобы изменить рисунок, не нужен ластик, новый лист бумаги. Достаточно просто провести ладошкой и выровнять песок. Отсюда ещё одно применение песка - в лечении страха. Вот, к примеру, боится малыш сказочную бабу-ягу. Нелли Ивановна тут же предложит нарисовать её.

- Страшная? - спросит. - А нет! Давай пририсуем ей на нос бородавку. Смешная получается. И чего ты боялся?

Чтобы было ещё интереснее, планшет для рисования иногда освобождают от песка. И рисуют на нём всем, что только попадётся: рисом, солью, манкой, кофе… Из риса и соли лучше всего зимние пейзажи рисовать, а вот из кофе - ночные. Особенно полезно для детей, которые боятся темноты.

В лечебных целях

В прошлом году столик для рисования песком установили и в белгородском детском саду № 6 комбинированного вида. Так получилось, что появление светового планшета совпало с открытием в саду группы для детей с тяжёлым нарушением зрения. В неё ходят как незрячие дети, так и слабовидящие.

…На очередное занятие маленький Егорка явился с игрушечным Буратино. Он всегда приходит с игрушкой, сажает её возле столика, а сам занимается.

- Раз, два, три. Волшебный огонёчек, гори! - вместе с Жанной Анатольевной произносит Егор и опускает руки в песок, в котором преподаватель рассыпала разные мелкие предметы.

- Что это? - интересуется мальчик.

- Камешки, ракушки, шарики, - поясняет она. - Вот тебе мисочки, надо рассортировать предметы по ним.

Выслушав задание, мальчик увлечённо начинает отыскивать в песке предметы и, на ощупь определяя, что же ему попалось в руку, сортировать свои находки.

- Я сам, я сам! - то и дело повторяет Егор, едва только Жанна Анатольевна пытается помочь.

Когда предметов не осталось, он разравнивает кисточкой песок. Теперь задание усложняется. Жанна Анатольевна высыпает много косточек, по цвету похожих на песок. Они практически слились с ним. Егору предлагают порисовать песком, а после собрать косточки, как и в предыдущем упражнении. Главное здесь - работать двумя руками. В дальнейшем этот навык мальчику пригодится. К примеру, в письме по Брайлю одна рука - ведущая, другая - контролирующая.

Собрав все косточки, Егор принимается за своё любимое дело - рисование. Ему нравится рисовать дорожки и заборчики. Это спонтанное самовыражение развивает пространственное восприятие: вниз - вверх, слева - направо… После он видит результат своего творчества - световую дорожку. Может, оттого он и зовёт её волшебной?!

По словам педагога-дефектолога (тифлопедагога) детского сада № 6 Жанны Свиридовой, световой планшет для игр и рисования песком интересен всем детям без исключения.

- Мы решили использовать его многофункционально. Приспособили для занятия с детками с тяжёлыми нарушениями зрения. Всем известно, что самое главное в работе с такими ребятами - это развитие тактильных ощущений, моторики, пространственного восприятия, - рассказывает Жанна Анатольевна. - В этом он нам помогает. Кроме того, он световой. Детки, хоть и незрячие, но могут реагировать на свет.

Занятия со световым планшетом проводятся индивидуально с каждым ребёнком. Пока что трудно говорить о результатах. Но, как поясняет специалист, реакция на свет - это уже результат. И даже то, что дети берут песок в руки - большое достижение. Ведь дети, которые не видят, очень осторожно относятся ко всем материалам, тем более сыпучим.

Нужны специалисты

Планшеты для рисования песком изготовил белгородец Сергей Назаров. Два года назад он увидел в Интернете ролик песочной анимации Ксении Симоновой «Мы помним». Как говорит, «зацепило его». К тому же, его дочери Кире исполнилось два года. Подумал: «Здорово, если она научится так рисовать». Решил записать дочь в специальную студию рисования песком. Но не то чтобы кружков и студий, даже специального стола и песка для рисования не смог найти. Попробовал сделать сам.

Каркас, матовое стекло, подсветка внизу - собрал первый стол. Сразу же заметил недостатки: цветовое решение, бортики низкие, тяжёлый, занимает много места. Перебрал множество моделей столов: с ножками и без ножек, с крышкой и без неё. Методом проб и ошибок, учитывая пожелания дочери, сделал компактный планшет: 35 на 50 сантиметров.
Увидев реакцию дочери на столик, понял, что останавливаться не имеет права. Отсюда вновь созданные столики разошлись по детским садам города. Но и на этом точку не ставит.

Чтобы сделать Белгород центром российской песочной анимации, надо организовать трёхуровневую программу: первый уровень - установить планшеты для рисования песком в каждом дошкольном образовательном учреждении. Второй - поставить такие столы в библиотеках, дворцах культуры, открыть специальные школы и студии по рисованию песком. Главное - охватить не только город, но и районы области и привлечь всех, кому это интересно, невзирая на возраст. И уже на третьем уровне проводить фестивали, конкурсы и игры песочной анимации. И открыть школы песочной анимации и мультипликации.

Для реализации задумок не хватает только одного - специалистов в этом виде творчества.

- Песочная анимация только зарождается. Ещё нет стандартов, нет методики преподавания, практически нет и школ, а все мастера - самоучки. Мы сталкиваемся с отсутствием как художников, так и пескотерапевтов, - рассказывает Сергей Назаров. - Воспитатели и педагоги хотят работать с планшетами для рисования песком. Но они не знают, как это делать. Просят показать на практике: как строить занятие, как обучать детей… Подготовим их, обучим методике, и проблем не будет.

Но кто же выступит учителем? Как поясняет Сергей Назаров, в Санкт-Петербурге разработана и принята программа Sand Art, которую преподают для воспитателей и педагогов школ, учреждений дополнительного образования. Поначалу можно привлечь специалистов из Северной столицы, а со временем можно разработать и свою программу.

 

Ольга Муштаева (текст и фото)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина