Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

С учётом новых задач

Государство должно поддерживать доходность агробизнеса

С учётом новых задачПод эгидой журнала «Агроинвестор» в Белгороде прошла инвестиционная конференция «Агрохолдинги России в Центральном Черноземье». Представители агробизнеса обсудили волнующие сегодня селян проблемы. Начальник департамента АПК Белгородской области Станислав Алейник рассказал гостям о нашем регионе, большая часть его доклада касалась достижений сельскохозяйственной отрасли.

Поддержка есть, но не всем

Минсельхоз России представлял директор департамента экономики и анализа Анатолий Куценко. По его словам, в стране сегодня наблюдается дефицит перерабатывающих мощностей, и инвестиции в эту отрасль будут особо приветствоваться государством. В текущем году переработчики могут рассчитывать на субсидирование части затрат по кредитам на строительство перерабатывающих производств. Столичный чиновник, конечно же, не умолчал о последствиях для селян вступления России в ВТО.

- Вступление России в ВТО и необходимость соблюдения общепринятых правил этой организации, - отметил Анатолий Куценко, - требует постепенного перехода к новым мерам оказания государственной поддержки, включающих в себя поддержку доходности отраслей по направлениям. В растениеводстве сейчас мы имеем так называемую несвязанную поддержку на один гектар пашни, в животноводстве - субсидии на один килограмм реализованного товарного молока. Конечно, сказать, что эти субсидии, особенно по молоку, в тех объёмах, которые есть, являются стимулом, нельзя, поэтому они называются поддержкой доходности.

В Минсельхозе считают, что должны быть сохранены меры государственной поддержки, стимулирующие объёмы производства, потому что показатели Доктрины продовольственной безопасности всё ещё не достигнуты. Например, уровень обеспеченности продукцией овощеводства защищённого грунта в России всего лишь на уровне 30 процентов, плодово-ягодной - и того меньше. Поэтому в столице считают необходимым создавать совместно с регионами комплекс мер по импортозамещению. Впрочем, в Белгородской области селян уже не первый год нацеливают именно на занятие тепличным и фруктово-ягодным видами бизнеса, ведущим не только к продовольственной безопасности, но и к стабильности сельских территорий, поскольку появление теплиц и садов даёт работу населению и дополнительные поступления в бюджет.

Аграриев не могло не порадовать, что в Минсельхозе понимают: без более существенной поддержки (в нынешнем году обещают приблизительно 500 рублей на один гектар пашни) в условиях ВТО конкурировать российским крестьянам практически невозможно.

- Мы понимаем, - сказал Анатолий Куценко, - основным инструментом регулирования инвестиционной деятельности в 2008-2012 годы было субсидирование процентных ставок по инвесткредитам. Однако высокая на текущий момент ссудная задолженность с учётом пролонгации поставила много вопросов по эффективности этой меры поддержки как стимула для дальнейшего привлечения серьёзных инвесторов.

- Без участия крупного бизнеса сложно будет увеличивать производство сельскохозяйственной продукции, поэтому на период 2013-2020 годов сохраняется субсидирование части процентной ставки по привлечённым кредитам и по обязательствам федерального центра, - продолжает Анатолий Куценко. - В отдельную строку выделены кредиты по мясному скотоводству, но мы знаем, что уже запланировано прекращение предоставления льгот по кредитам на строительство, модернизацию птицеводческих комплексов с 2015 года и с 2017 года - свиноводческих комплексов. Поэтому уже сейчас ведётся обсуждение новых мер поддержки.

Кроме субсидирования части процентной ставки, сообщил Анатолий Куценко, сохранится поддержка капитальных вложений и инвестиций в рамках федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ.

На экономически значимые региональные программы в текущем году планируется направить до 13 миллиардов рублей с дальнейшим ежегодным ростом до 21 миллиарда.

- Конечно, - упредил злободневный вопрос директор департамента, - мы ставим в приоритет поддержку малых форм хозяйствования. Без этого нельзя, потому что когда приходит крупный инвестор и применяет современные технологии, на селе высвобождается достаточно большое количество населения.

Куда ты со своей тушкой?

В обязанности государства входит обеспечение ежедневного питания 32,5 миллиона человек, находящихся в различных соцучреждениях. Для этого требуется 8 миллионов тонн сельхозпродукции на сумму более 400 миллиардов рублей в год. Эта информация крайне интересна для аграриев, испытывающих, как известно, серьёзные проблемы со сбытом своего товара.

- Нам, уважаемые коллеги, - призвал Анатолий Куценко, - нужно совместно с бизнес-сообществом, с региональными властями структурировать этот рынок, чтобы мы наконец-то увидели там себя. Сейчас зачастую сельхозтоваропроизводители говорят, что они не могут войти в этот рынок. Но, к сожалению, мы видим, что зачастую они и не готовы туда войти. Одна тушка мяса, например, для директора школы не интересна.

Поэтому мы сейчас планируем в первую очередь создавать производственные комбинаты питания или предприятия какой-то иной формы. Здесь обязательно нужен посредник, который будет контролироваться региональной властью и через которого будет проходить вся эта сельскохозяйственная продукция.

Первый вопрос к директору департамента касался уровня государственной поддержки наших сельхозтоваропроизводителей в сравнении с западными.
- Вопрос здесь простой, мы должны обеспечивать доходность отрасли не меньше, чем 30 процентов, - считает Анатолий Куценко. - Вот и государство должно в рамках господдержки это обеспечивать. Нам следует чётко определить для каждого региона направления производства, исходящие из почвенно-климатических условий. Несколько лет назад мы разговаривали с западными инвесторами. Почему им не интересен российский рынок? Потому что о показателе рентабельности меньше 10 процентов они речи вообще не ведут. Почему западные государства дают поддержку в 300-400 долларов или евро на гектар? Потому что там считают, что у фермера должен быть определённый уровень доходности или рентабельности, чтобы он не ушёл с этого рынка, а самое главное, не обанкротился и те, кто у него работает, не остались без работы. Государство же потом им будет обязано платить пособие, оно понесёт расходы, возможно ещё большие.

Один из вопросов поставил Анатолия Куценко в неловкую ситуацию. Участник конференции спросил, почему в России генно-модифицированные продукты есть можно, а выращивать, допустим, сою-ГМО нельзя. На помощь чиновнику пришёл вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Он произнёс пламенную речь в защиту ГМО, чем огорчил белгородцев, опасающихся кушать эти очень сомнительные продукты. Впрочем, это личное мнение вице-президента. Зато его же выступление, касающееся других проблем сельскохозяйственной отрасли, стало «бальзамом на души» слушателей.

Не размазывайте деньги тонким слоем!

- Госпрограмма! - начал Александр Корбут свою эмоциональную речь. - Колоссальный результат и колоссальные проблемы. Почему есть успех госпрограммы? Государство успело взять на себя те компетенции, которые стали расти в сельском хозяйстве. Не в двухтысячном году начался рост в Белгороде, а в 1996-м, когда Евгений Савченко, буквально ломая через колено сахарников, начал создавать сахарные холдинги. В птицеводстве не в 2006-м начался рост. Когда ребята в первый раз пришли с частными деньгами в птицеводство - это 1999-2002 годы. 2003-2004 годы - это свиноводство. И государство очень хорошо уловило этот тренд, увидело интерес людей, их потребность и готовность действовать. И поэтому эти проекты оказались эффективными, была создана инвестиционная платформа развития сельского хозяйства, а это ключевая их задача. Да, эта платформа была создана на основе массированной защиты от импорта, которая введена в 2006 году и от которой мы отказались. Систему защиты после вступления в ВТО в значительной степени обрушили. Теперь результаты госпрограммы. Я взял простую вещь - отношение производства к господдержке. Что у нас получается? Мы получили рост производства и поддержки, и это беда, значит, поддержка не достаточно эффективна. Структура инвестиций. Все инвестиции пошли в животноводство. Было сказано - животноводство это наше светлое всё. Но животноводство-то базируется на фундаменте растениеводства! Про это забыли. В прошлом году мы начали расхлёбывать это очень активно. Посмотрите, что получилось, вот годы госпрограммы, прирост валовой продукции сельского хозяйства в фактических ценах - на рубль поддержки - рубль двенадцать копеек, инвестиции - рубль шестьдесят пять на рубль. Мало, ничтожно мало. Причём это свидетельствует об одном - инвестиционный климат у нас неудовлетворительный. Да, он лучше, чем был, но остаётся неудовлетворительным. Сегодня мы стоим на грани кредитного дефолта массы предприятий. Объём задолженности по кредитам выше, чем товарной продукции по всем сельхозорганизациям, а получают кредиты от силы 25 процентов. Думаю, вы все получаете, потому что вы - лидеры отрасли, вы эффективные предприятия, которые внедрили новые технологии и многое сделали, но есть ещё тот якорь, который сдерживает развитие сельского хозяйства, и этот якорь становится всё более проблемным, так как тянет за ноги и вас. Вы не можете развиваться, когда общая среда неудовлетворительная. И проблема становится всё острее. Тут было сказано, что зерновики улыбаются, когда растут цены. Не улыбаемся! Высокие цены, так же как и низкие, - это беда, потому что искажаются все ориентиры для производителей. Все! Вот по сахару был пример, как говорил один американец, фермер ошибается один раз, но каждый год. Это по поводу посевных площадей. Диспаритет цен. Вот эти ножницы по зерну, они раскрываются. У нас нет регулирования межотраслевых пропорций. Диспаритет сохраняется, и он растёт, и это изменение отраслевых диспропорций также будет влиять и на молоке, и на сахаре, и везде.

Александр Корбут озадачен тем, что в России не определено, по какому пути идти аграриям, по интенсивному или экстенсивному.
- Вот, говорят, у нас много земли, и мы увеличим посевные площади. Это экстенсивный путь, - уверен вице-президент зернового союза, - он требует колоссальных денег. Мы опять размазываем деньги тонким-тонким слоем по всей стране и вместо поддержки точек роста мы получим… ничего. Сегодня всем будет хорошо, деньги израсходованы, освоены, но результата, прорыва мы не получаем. О динамике инновационного развития вообще что-то говорить сложно. Нет у нас чёткой, ясной политики технологической модернизации. Когда технологическая модернизация измеряется количеством тракторов и комбайнов, а также количеством инновационных проектов, это показатели освоения бюджетных денег.
Нам нужны новые механизмы агропродовольственной политики, уверен Александр Корбут. Вообще он сделал открытие, что в России нет юридического понятия «агрохолдинги», как и понятия «переработчик сельскохозяйственной продукции». Интересно, каким образом они получают субсидии?

- Как вы будете развиваться, - спросил вице-президент, - если вас нет? Это вопрос законодательной базы. Наш вопрос в одном - поддержание доходности и удержание доходности. Других задач нет. Тут сегодня вспоминали Бразилию. Она экспортирует продукции более чем на 100 миллиардов долларов в год. Биоэтанольная программа в Бразилии в производстве сахарного сырца направлена не на экологию, а на регулирование цен на сахар-сырец. Много произвели сырца - побольше биоэтанола, мало, высокая цена - поменьше биоэтанола. Очень гибкая политика, но когда бразильскому министру задали вопрос, вы, мол, достигли 100 миллиардов, какая следующая цель? У нас нет цели по экспорту, ответил министр, у нас есть цель - поддержание доходности фермеров. Вот эта цель должна быть официально государством закреплена. И механизмы есть, есть механизмы регулирования доходности и её удержания.

Об интервенции Александр Корбут сказал, что она полностью себя исчерпала и необходимо уже переходить к минимальным гарантированным ценам на сельхозпродукцию.

Саму же госпрограмму, по мнению вице-президента, необходимо реформировать. Александр Корбут заметил: «В чём сила Белгорода? В том, что когда здесь написали свои проекты и программы, которые начали реализовываться, они не смотрели на них как на картину, написанную маслом. Для них это были картины на песке, которые можно быстро изменить и откорректировать с учётом текущей ситуации и новых задач».

 

Ирина СЕЛЮКОВА

 #

Именно, что на песке,

Именно, что на песке, рисовали. "Рисовщики" будущего - звучит для Белгородцев - возвышенно.
Ну и конечно, дальнейшего процветания бизнеса.

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина