Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Музыка, застывшая в веках

II Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» - величие и торжество русской культуры

Музыка, застывшая в векахМузыка, застывшая в векахТри концерта в Белгородской государственной филармонии в рамках «Шереметевских музыкальных ассамблей» обратили слушателей к истории и настоящему, заставив глубоко прочувствовать величие и торжество русской культуры. Нас посетили первый альтист мира Юрий Башмет и его камерный ансамбль, покоривший лучшие музыкальные арены планеты, - «Солисты Москвы» (2 апреля). «Национальное достояние России» - «ТенорА XXI века» (11 апреля). «Лицо русского певческого искусства» - Праздничный Патриарший мужской хор Московского Данилова монастыря (13 апреля). Специально к финальному концерту из Парижа прибыл потомок рода Шереметевых граф Пётр Петрович. И известный деятель культуры - народный артист России Святослав Бэлза.

Золотые шлягеры любви

Семь лет назад «ТенорА XXI века» начали своё победоносное шествие по России, а после добились признания и во многих зарубежных странах. В один коллектив солистов лучших оперных театров столицы - Театра Новая опера имени Е.В. Колобова, Академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Большого театра России - объединил известный деятель мира музыки, продолжатель музыкальной династии, а ныне директор Новой Оперы Дмитрий Сибирцев.

Арт-проект - так они себя сознательно определяют, тем самым расширяя границы творческой свободы. Нарочито подчёркивают «А» в окончании. Однако дело, надо полагать, не в позе - она чужда им. В своих выступлениях тенора уходят от некой чопорности академического искусства и стремятся к естественности, привнося в искусство собственное понимание и чувство. В их исполнении классическая музыка доходит до каждого, становясь его достоянием, - они нащупали тот ключ, что приотворяет невидимую дверь в прекрасный, но многосложный мир музыки. И что важно: каждый из них подчёркнуто индивидуален и колоритен и каждый - не элемент, а целое, а их союз - согласие между ними. И это один из основных принципов, который они выдерживают.

«ТенорА XXI века»… Выпускники Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Лауреаты международных конкурсов и различных престижных премий. Исполнители главных оперных партий на сценах ведущих театров столицы. Дмитрий Сибирцев, Александр Богданов, Максим Пастер, Александр Скварко, Михаил Урусов и Эдуард Семёнов (ныне ушедший из жизни - Е.Ш.) - вот имена солистов, которые творили в рамках арт-проекта со дня его основания. Вскоре к ним примкнул седьмой - Александр Захаров. «Великолепная семёрка» - так их называли. Сегодня их уже девять. К ним присоединились представители новой плеяды российских исполнителей - Георгий Фараджев, Сергей Писарев и Александр Островский.
А вечером 11 апреля программу «Золотые шлягеры любви» белгородским слушателям представили Александр Богданов, Александр Скварко, Михаил Урусов, Александр Захаров, Георгий Фараджев и Сергей Писарев. На сцене - Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением главного дирижёра - заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина. Великолепная игра музыкантов, блестящая техника и экспрессия дирижёра обращали к себе пристальное внимание на протяжении всего вечера - они выступят не прекрасной рамой для теноров, а полноправными героями фестивального события.

Оркестр приветствовал теноров. И, лишь появившись, они уже увлекли публику «выше, выше к белым облакам» - прозвучала известная неаполитанская песня «На качелях» Луиджи Денца. Певцы восстановили страницы истории мировой музыкальной культуры - от века XVIII по день сегодняшний… Своё «повествование» повели от мирового оперного искусства - арии из опер и оперетт блестящих мастеров вокального письма - зарубежных композиторов: прославленных итальянцев Джузеппе Верди (Песенка Герцога из оперы «Риголетто»), Джакомо Пуччини (Ария Калафа из оперы «Турандот»), Гаэтано Доницетти (Романс Неморино из оперы «Любовный напиток»), представителей венской оперетты Франца Легара (Ария Принца Су-Чонга из оперетты «Страна Улыбок») и Иоганна Штрауса-младшего (Тост Орловского из оперетты «Летучая мышь»), Пабло Соросабаля (Ария Леонардо из сарсуэлы «Трактирщица из порта»).

Обратились к образцам неаполитанской песни («Влюблённый солдат» Энрико Каннио, «Неаполитанская тарантелла» Джоаккино Россини…), испанской («Валенсия» Хосе Падильи, «С твоей любовью в Аранхуэсе» Хоакино Родриго, «Амапола» Хосе Марии Лакалье, «Гранада» Августина Лара…), испанского и латиноамериканского танго («День, когда ты меня полюбишь» Карлоса Гарделя), классике зарубежной эстрады («Луна, ты…» Алессандро Сафина).

А в завершение преподнесли причудливый коктейль, в котором неожиданно, но гармонично перемешали «Калинку-малинку» Ивана Ларионова и популярные песни Доменико Модуньо, АВВА и Boney M., Тома Джонса, Адриано Челентано, Queen… (попурри «KALINKA the BESTище»). Их ожидала оглушительная овация, которая так уместна и оправданна именно в этом зале, и так уже привычна здесь, но каждый раз вызывает прилив сопричастия общему ликованию.

Высоким, редким по своей красоте голосом, пленяющим, более мягким, более звонким или более сочным, то раскладывая композицию на шесть голосов, то исполняя её сольно, гранд-мастера «разговаривали» со слушателем. «Разговаривали» на языке итальянском, испанском, английском, немецком, русском, на, пожалуй, самом универсальном и высшем, удивительном из языков - языке музыки. «Разговаривали» о любви, нежной и страстной, романтической и трагической, тщательно выбирая тональность и передавая своими уникальными голосами, своей актёрской игрой тончайшие нюансы и оттенки этого чувства.

В поисках утраченного

13 апреля, третий и последний концерт фестиваля. Публика ожидает тех, чьё выступление в рамках прошлых «Ассамблей» явилось непередаваемым торжеством духа, - певцов Праздничного Патриаршего мужского хора Московского Данилова монастыря и его художественного руководителя и регента - лауреата 1-го Всероссийского конкурса дирижёров, почётного члена Всероссийского музыкального общества Георгия Сафонова. Напомню, коллектив - продолжатель песенной традиции, зародившейся в монастыре три с половиной века назад. Он имеет статус хора синодальной резиденции святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Но в репертуаре хора не только богослужебная музыка, но и светская: романсы, народные, исторические, казачьи и военно-патриотические песни, гимны, композиции отечественной и зарубежной классики. В нашем городе хор представил особую, созданную специально для фестиваля, программу.
- Белгород - планета культуры. Мы возвращаемся сюда, на землю святителей Иоасафа и Никодима, многих других подвижников, землю, наполненную духовностью, с непередаваемым удовольствием. И ко всему встречаем здесь Петра Петровича, с которым общаемся с 1990-х, - признался на предварившей концерт пресс-конференции Георгий Сафонов. Он рассказал, что выступления хора носят просветительский характер. И в дни, когда нет богослужений, коллектив посещает города России.

- Мы встречаем благодарных слушателей, но часто плохо понимающих, о чём мы поём. И тогда открываем для них новые страницы нашей богатейшей певческой культуры - родоначальницы других видов искусства - выстраивая программу от древних распевов до сочинений современных авторов.

Известно ведь, что самый ранний вид русского музыкального искусства - хоровое пение, народное и церковное. В прошлом году мы представили белгородцам программу «Пой, славянская душа», в этот раз их ждёт знакомство с забытыми или вовсе никогда не исполнявшимися композициями нашей певческой культуры («В поисках утраченного»), - рассказал Георгий Сафонов.

Концерт открыли два произведения, заменявшие в эпоху Иоанна Грозного гимны - Богородичен догматик 1-го гласа «Всемирную славу» и кант на воссоединение России, Украины и Белоруссии «Пречистая Дево Мати». Далее -«Заздравная чаша царю Алексею Михайловичу» неизвестного автора и кант на заключение Ништадского мира «Радуйся, Роско земле». Потом пришло время гимнов: звучал неофициальный русский национальный гимн конца XVIII - начала XIX столетия «Гром победы, раздавайся», написанный Осипом Козловским и Гавриилом Державиным, две версии «Боже, Царя храни» (более ранняя - Жана-Батиста Люлли со словами Василия Андреевича Жуковского и Александра Сергеевича Пушкина и поздняя - Алексея Фёдоровича Львова со словами Жуковского). Звучали старинные канты, части литургии, кондаки… - музыка невероятной силы и глубины, обретённая хором и доносимая до нас. Включили в программу и произведения предка Петра Петровича Александра Шереметева - великолепного композитора, музыканта и дирижёра, которые создавались с великой верой в Бога и любовью к России («Егда приидеши Боже на землю», «Ныне силы небесныя»).

Во втором отделении концерта от гимнов и духовных песнопений хор обратился к прекрасным русским романсам («Замело тебя снегом, Россия», «Гори, гори, моя звезда», «Я вас любил», «Калитка», «Соловей»…), старинным вальсам («На сопках Манчжурии», «Амурские волны») и казачьим песням («Молись, кунак» из репертуара прославленного хора Сергея Жарова). Удивительные голоса солистов - лауреатов международных и всероссийских конкурсов Галины Мирошниковой, Дмитрия Савенкова, Александра Корогода, Юрия Баркова, Валерия Обухова, кротость и между тем сила, неизъяснимая мощь в певчих, - заставили ощутить: в их оболочке словно существует и утверждается сама духовность, которую сейчас ищут, переосмысливают, а она в них, в их песнях и музыке. И как высший дар, они являют её нам и дают возможность с нею соприкоснуться. После продолжительных аплодисментов и криков «брави!» многие слушатели были ошеломлены и, по собственному признанию, чувствовали себя так, словно ощутили молитвенную гармонию богослужения.

О личности «вечного» мецената

В то время как мировое сообщество констатирует кризис человеческой цивилизации, а учёные пророчат техногенное будущее, в нашем городе в стенах Белгородской государственной филармонии последовательно доказывают: духовность – тот вектор эволюции, который поможет этот кризис преодолеть. Ведь, по сути, завершившийся фестиваль – время бытования культуры и встреч с лучшими из её подвижников. «Ассамблеи» посетил потомок славного рода Шереметевых – старинного рода известных меценатов и покровителей искусств, в честь которого «Ассамблеи» и названы, - граф Пётр Петрович Шереметев.

Вспомним, что шереметевские театры, школы балетных воспитанниц почитались как одни из лучших в России. Их хоровая капелла в Петербурге была знаменита во всей империи. Их коллекции художественных шедевров, собранные в знаменитых усадьбах «Останкино» и «Кусково» (ныне - музеи), потрясают. Их забота, коснувшаяся и фольклорной музыки, вылилась в уникальные коллективы, как пример - духовой оркестр рожков.

Шереметевы имели поместья и в наших землях - в Борисовском районе (современная территория). И такие легенды музыки, как наши земляки Степан Дегтярёв и Гавриил Ломакин, были их крепостными. Дегтярёв - композитор, создавший первую в России ораторию «Минин и Пожарский». Ломакин - прекрасный педагог, хормейстер. Они в разные периоды, конечно, руководили хоровой капеллой Шереметевых, которая соперничала с императорской…

В наши дни их дело развития культуры и искусства, нравственности, образования, сохранения исторической памяти продолжает Пётр Петрович. Вот уже много лет он – гражданин России и Франции, председатель Русского музыкального общества во Франции, ректор Русской консерватории в Париже (на пожертвования русских эмигрантов её основали Сергей Рахманинов и Фёдор Шаляпин в 1923-м), председатель президиума Международного совета российских соотечественников. И с конца 1970-х он, как и его предки, организует ещё более интенсивный сегодня диалог культур – русской и европейской. В этот процесс вовлечены миллионы россиян в нашем государстве и за его пределами. И Шереметев уверен – в дальнейшем развитии всего человечества именно Россия – страна громаднейшего духовного потенциала, размеры которого и осознать сложно, - сыграет ведущую роль.

Так, скажем, по мысли Петра Петровича, в нашей стране начали возникать «Шереметев-центры», ставшие значимым явлением социокультурного пространства Иваново-Вознесенска, Томска, Ярославля, Нижнего Новгорода… Открытие подобного центра Шереметев планирует в Севастополе, мысля Крымский полуостров как историческую часть России.

Белгородскую же землю Пётр Петрович считает уникальной, называя её примером для других российских регионов. И обращает наше внимание на то, сколько здесь делают для возрождения, сохранения и развития исконно русских фундаментальных культурных традиций и для их восприятия в первую очередь молодым поколением.

Как и всякий раз по прибытии на Белгородчину, прямой потомок белгородского воеводы, сподвижника Петра I, участника Крымских и Азовских походов, главнокомандующего Русской армией в Полтавском сражении Бориса Петровича Шереметева направится в Борисовку. Направится, чтобы ступить на землю своих предков, прильнуть к необъятным корявым стволам вековых дубов заповедника «Лес на Ворскле» - рождённый в Марокко, он необъяснимо ощущает родство с этой, борисовской, террой. А на пресс-конференции в день закрытия «Ассамблей» скажет: «Я появился здесь 350 лет назад» (тогда его предок Николай Петрович Шереметев построил в Борисовке своё имение. – Е.Ш.).

«Вечный» меценат, он будет покорён духовным пением Праздничного Патриаршего мужского хора Московского Данилова монастыря, практически после каждой исполненной композиции будет рукоплескать певчим стоя и останется в восхищении от «Шереметевских музыкальных ассамблей». Фестиваль назовёт «мощнейшим импульсом духовного развития».

И в этом Петра Петровича поддержит почётный гость «Ассамблей» - известный российский деятель культуры - музыковед, музыкальный обозреватель телеканала «Культура» Святослав Бэлза:

- Фестиваль может стать очень серьёзным толчком на пути развития всей области. «Шереметевские музыкальные ассамблеи» уже сейчас демонстрируют громадный прогресс. И те концерты, которые проходят в его рамках, ввергают в этот процесс всё больше и больше белгородцев. Настоящая музыка в блестящем исполнении - тот, кто её услышал, уже не купится на суррогаты. В век, когда с экранов телевизоров потчуют именно подделками, стремясь имитировать талант, даже гениальность, это особенно важно. Ведь разобраться в том, что подлинное, а что подделка, можно лишь вкусив от такого истинного плода. Такого, как белгородский фестиваль, где участвуют «первостатейные» гранты, маститые и молодые, находящиеся в зените своей славы.

II Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» провели при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства.

 

Екатерина ШАРОНОВА,
Михаил МАЛЫХИН (фото)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина