Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

О сердцах, покоя не знающих

На сцене Белгородской драмы 30 и 31 марта играли премьеру. Спектакль, который давно ждали, вызвал у зрителей восторг

О сердцах, покоя не знающих О сердцах, покоя не знающих О сердцах, покоя не знающих О сердцах, покоя не знающих Максим Горький. «На дне». Драма в двух действиях. Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина. Режиссёр и автор художественного оформления - народный артист России Валерий Белякович.

«На дне» - уже второй спектакль Валерия Беляковича, который он ставит с труппой Белгородской драмы. В театральное пространство Белгорода московский режиссёр, «авангардист» и «дерзкий экспериментатор» ворвался трагифарсом «Куклы» (премьера июня 2011-го), не похожим ни на что виденное прежде. Той же осенью в рамках театрального фестиваля «Актёры России - Михаилу Щепкину» белгородцы могли видеть другую его постановку - «Дракула» - в исполнении актёров Театра на Юго-Западе. К слову, этот столичный театр Валерий Белякович основал в 1977-м и возглавлял его до 2011-го, после став художественным руководителем Московского драматического театра имени К.С. Станиславского.

Понятно стало сразу: перед нами художник со своим сложившимся стилем и сложным мировоззрением. Режиссёр-философ, Белякович в каждой работе скрупулёзно исследует бытийные вопросы и проводит зрителя дорогой своей логики и чувства, играя с ним и до конца не открывая той правды, к которой пришёл, предоставляя ему возможность сделать выбор самостоятельно. И вот теперь он покоряет нас спектаклем «На дне»…
Пьеса Горького, завершённая им в 1902-м, оказалась крайне востребованной у режиссёров и, начиная с первой мхатовской постановки К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (декабрь 1902-го), за свою более чем вековую жизнь претерпела множество сценических интерпретаций. И в этой продолжительной истории инсценировок Валерий Белякович сумел сказать собственное, значимое, слово. Амбивалентность, присущая Горькому, оказалась ему близка. Впервые свою версию «На дне» он представил в 1996-м в Театре на Юго-Западе. Через два года осуществил её в токийском Театре «Тоуэн», в 1999-м - в Московском Художественном академическом театре имени М. Горького, в 2000-м - в Пензенском драматическом театре и нижегородском Театре «Комедія». При этом на каждой сцене она обрастает своими нюансами.

Горьковское произведение всем знакомо ещё со школьных лет и вряд ли нуждается в пересказе. Вспомним только: автор, назвав его своеобразным итогом двадцатилетних наблюдений за миром «бывших людей», повествует об обитателях одной ночлежки (а их в то время по стране было неисчислимо) - люмпенах, странниках, части интеллигентов, «размагниченных», «разочарованных», «оскорблённых» и «униженных»… О тех, кто достиг дна, социального, духовного. Они спустились сюда, следуя разными дорогами. Но есть ли у них возможность ступить на путь обретённого достоинства или им отсюда уже не вырваться? А главный поставленный писателем и до сих пор не потерявший своей актуальности вопрос: что важнее для человека - истина или сострадание?

Начало. Звучит «Завоевание рая» - музыка «новой эры» («нью-эйдж»), полная энергии и мощи, легендарного грека Вангелиса. Основная музыкальная тема фильма «1492: Завоевание рая» (1992) об открытии Нового света Колумбом наводит на мысль - возможно, и для героев «На дне» где-то есть земля обетованная. Пространство залито голубоватым дымом и в той завесе один за одним, словно каторжники, выходят 12 (апостолы?) мужчин, чтобы последнее из судилищ состоялось. За ними женщины. Ряд неприкаянных душ - движения неестественны, временами кукольны, как снятые в замедленной съёмке, выдают их обречённость. Выступают механистично, синхронно. И вот эта синхронность движений, некая механистичность от мизансцены к мизансцене на эмоциональном уровне будет только усиливать и усугублять ощущение неминуемой трагедии. Вместе с тем одна из обитательниц ночлежки, девица Настя (актриса Надежда Пахменко), из мрака сцены появляется внезапно со стихами о любви, а контрапунктом в прошлом слесарь Клещ (актёр Андрей Зотов) вспоминает горьковскую «Песню буревестника» - песнь о борьбе и свободе. «Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!» - их соночлежник Актёр (Игорь Ткачёв) цитирует стихотворение «Безумцы» Беранже. В тексте Горького эти строки - где-то в середине, Белякович сразу же ставит тот самый главный вопрос - истина или сострадание. И станут они рефреном - Актёр повторит их неоднократно.

Режиссёр спектакля ещё и автор его сценографического решения. Белякович творит пространство - собственную модель мироздания, саму жизнь в рамках театра. В этот раз оно возникает из праматериала - железа. На угольно-чёрном фоне задника сцены перед нами возвышаются четыре железных конструкции - ряды нар стоят по диагонали и словно уходят в бесконечность. И, кажется, людям, лежавшим на них, нет числа. Пространство давит, довлеет над ними, здесь спёртый воздух, а по временам создаётся впечатление, что воздух, пригодный для человеческих лёгких, и вовсе весь вышел. Задыхается здесь больная супруга Клеща Анна (заслуженная артистка России Оксана Бгавина), душно ей. «Задыхается» каждый из обитателей «дна» - все герои, существующие в этом пространстве. Оно походит на чистилище - пограничную между раем и адом, застывшую в безвременье «особую территорию». И будущность каждого под вопросом: здесь свершится суд, который определит, что ждёт его: самое дно (ад) или искупление грехов, прощение и вознаграждение за муки при жизни (рай). А пока на них - стирающие временные и всякого рода другие маркеры одежды цвета слоновой кости, причудливо меняющие оттенок при разном освещении, а значит, и они, убийцы, воры, шулеры, пьяницы, несут в себе божественную частицу и надежду на лучший исход. И свет солнца, пусть скудный, но всё же просочится сквозь щель (отсветы на заднике сцены). Режиссёр не лишит их веры.

А дальше «бывшие люди», а между тем подлинно философы, развернут дискуссию о вечных смыслах человеческого существования и будут в изнеможении блуждать по её лабиринту, то чувствуя тщетность всего, то протестуя. Из общего хора прозвучит голос каждого из них, а потом снова сольётся и потонет в нём…И каждый прокричит, прошепчет, пробормочет, пропоёт, проплачет свою судьбу, свою тоску, свою мечту и обнаружит отчаяние и страх перед грядущим. В их реальности - какая-то космическая пустота, порождающая тревогу, скорбь, и где-то впереди уже зияет пропасть бездны, их лучшая жизнь - во снах.

Странное настроение, приближающееся к эсхатологическому предчувствию, поддержит музыка «Дракула - Начало» польского композитора Войцеха Килара из знаменитого фильма «Дракула» (1992). И герои будут вторить ей. Завораживающая, взывающая к самым потаённым человеческим глубинам, вместе с малиново-гранатовым светом она усилит атмосферу некой мистичности происходящего (которая присутствует во многих спектаклях Беляковича).

И каждая актёрская работа спектакля достойна пристального внимания и высшей оценки. Полнокровные продуманные до деталей образы, филигранно воплощённые, чётко выверенные массовые сцены - казалось, играли на пределе возможностей и даже вышли за него. Их крайнее напряжение ощущалось буквально физически.

Вот впечатления от нескольких. Добродушная, сохраняющая светлую радость внутри Квашня (актриса Ольга Решетова), занемогшая от тяжёлой жизни и не видевшая иной. Анна (Бгавина) - как тяжелы её больные глаза, какой ментальной судорогой сковано её тело, нашедшая утешение в стихотворных томиках Настя (Пахоменко), обращающийся к свету после утраты жены Клещ (Зотов)…

Барон в исполнении заслуженного артиста России Виталия Бгавина, и одна из самых страшных сцен спектакля - сцена унижения Барона. Выходец из аристократической фамилии, безвольный и всю жизнь следовавший желаниям других, приходит он ко «дну». И деформация его личности значительно больше, чем у других. Бгавин решает его как фигляра, паяца, обращённого лишь к материальной мишуре и уже не способного ни к какому возрождению. Он готов стать на четвереньки и лаять как собака за бутылку водки, которую ему посулил Пепел. У Горького - намечена лишь возможность этого, Белякович идёт дальше и притворяет в жизнь, тем самым обнаруживая глубину нравственного падения.

Васька Пепел - удачная актёрская работа Дмитрия Гарнова. Потомственный вор, стремящийся выйти за черту удерживающего его круга и переродиться для новой честной жизни, в его исполнении, с одной стороны, наделён чертами человека, временами теряющего веру и ожесточающегося, с другой - мужчины, способного на настоящую любовь, поступок. Он рвёт отношения с женой держателя ночлежки Коростылёва - властной женщиной Василисой (актриса Эвелина Ткачёва) и предлагает её сестре Наташе (актриса Вероника Васильева) - своей возлюбленной, чистой девушке, лелеявшей мечту о любви, но сломленной гнётом родственников, бежать в Сибирь - ту самую обетованную землю, где, как обещает Лука, им всё удастся. И какое отчаяние играет актёр, когда мечты его персонажа разрушены: Пепла за убийство «хозяина жизни» Коростылёва (актёр Владимир Володин) ждёт тюрьма, Наташу, потерявшую остатки разума, - «жёлтый дом».

Два пастыря «подвальной» паствы - Сатин (народный артист России Виталий Стариков) и Лука (заслуженный артист России Иван Кириллов) - носители полярных взглядов: первый размышляет прямо-таки о сверхчеловеке, о том, что всё зависит от него, захоти человек - и перед ним откроются все возможности, второй убеждён - надо любить человека, жалеть его, сострадать. В прошлом «образованный человек», ныне Сатин сломлен тюрьмой, в которую попал по ошибке, и воспитан ею для «новой» жизни. Отсюда его апатия, безразличие, нигилизм, который он источает поначалу. Сатин Старикова - развивающийся образ спектакля - от сыплющего неизвестными этому народцу словами заводилы ночлежки до лидера, мыслителя - вера в себя у него крепнет с каждым словом. Лука Кириллова - человек, утверждающий свой авторитет, настойчиво своими речами обращающий к себе и заставляющий поверить. Спасительную надежду или губительную химеру - что он несёт обитателям «дна»? Чем ближе к финалу, тем их речи будут всё продолжительнее и звучать всё настойчивее (все откровения, «моменты истины» произносят в жёлтом свете). Вроде и есть между ними смысловое противостояние, но, кажется, оно не так занимает режиссёра, как нечто иное: показать возможность и жизненность двух этих картин мира и оставить возможность зрителю решить самому: истина или сострадание.

Любопытен Актёр, блестяще исполненный Игорем Ткачёвым. Собственно, спившегося артиста, в прошлом талантливого, существующего, судя по исполненным им ролям Гамлета, Короля Лира, в редком амплуа неврастеника, Белякович делает третьим пророком. И он словно уравновешивает позиции Сатина и Луки. Вспомним вечно повторяемое им про «сон золотой». Именно герой Ткачёва первым выскажет мысль о величии человека. И именно известие о его гибели, которое он сам и произнесёт (вот такая режиссёрская находка), прервёт манифест, утверждающий ценность человеческой личности. Заметьте, не песню ночлежников («Со-олнце всходит и захо-оди-ит... А-а в тюрьме моей темно-о»), как у Горького, а вот этот прославляющий человека монолог Сатина, помещённый режиссёром ближе к финалу.

Белякович расскажет, прежде всего, историю не социального спуска по вертикали, а духовного схождения вниз, а после расширит границы ночлежки до масштабов мира и обнаружит, что эти искания, терзания, сомнения и чувства - доля каждого из живущих, а сердце, не знающее покоя, - в каждом из нас. Зазвучит музыка «7/8 & 11/8» югославского композитора Горана Бреговича из фильма «Аризонская мечта» (1993) - и возникнет осознание смысловой и эмоциональной наполненности, которую нам подарили актёры и режиссёр, развернувший перед зрителем свою грандиозную игру.

 

Екатерина ШАРОНОВА,
Михаил МАЛЫХИН (фото)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина